История города Воркута

История города Воркуты берет начало в 1930 году, когда в 77 километрах от устья Воркуты были найдены пять рабочих пластов угля. Исследователи выяснили, что найденный уголь пригоден для коксования. Открытие заинтересовало советское правительство, которое занималось формированием топливной базы для удовлетворения потребностей стремительно развивавшейся промышленности. Началась подготовка к освоению нового месторождения. Год спустя была основана постоянная геологическая база, на берегу Воркуты появилась первая штольня. В 1932-м были заложены две наклонные разведочно-эксплуатационные шахты. 

Разработка месторождения велась с широким использованием труда заключенных, первая партия которых была доставлена в эти края в 1932-м. Предназначенный для них лагерный поселок получил название Рудник. В поселке были построены бараки для рабочих, баня-прачечная, склад, пекарня. Год спустя началось строительство узкоколейной железной дороги между Рудником и пристанью Воркута-Вом. Ее протяженность составляла 64 километра. В конце 1933-го в Руднике насчитывалось 382 жителя, в лагере при поселке содержалось 3 600 заключенных. 

Железная дорога Воркутинский рудник – Усть Уса была завершена в 1934-м. Она использовалась для транспортировки добытого угля, доставки стройматериалов и продовольствия. В сентябре 1934-го началась промышленная добыча угля в Печерском бассейне. Вскоре была сдана в эксплуатацию первая очередь Воркутинской ТЭЦ. В 1935-м году объем угледобычи воркутинских шахт составил 100 000 тонн. 

1936-й считается официальной датой основания Воркуты. В этом году Воркута была преобразована в рабочий поселок и вошла в состав новообразованной Коми АССР (согласно другим источникам, это событие произошло в 1940 году). В следующем году на левом берегу Воркуты были возведены здания и сооружения, положившие начало городской застройке. Открылась первая школа. Шла модернизация шахтного оборудования. Суммарная угледобыча воркутинских шахт выросла до 120 000 тонн. 

Воркутлаг ГУЛАГа НКВД СССР был создан в 1938 году. В последующие годы численность заключенных в Воркуте колебалась от 15 000 до 73 000 человек. Конец 1930-х и начало 1940-х были периодом промышленного развития и создания городской инфраструктуры. В эти годы Воркуте были построены кирпичный завод, ТЭЦ-1, заложены четыре новые шахты, открылось сквозное движение по Северо-Печорской железной дороге. В ноябре 1943-го Воркута получила статус города. 

Промышленный рост и благоустройство города продолжилось в послевоенные десятилетия. В Воркуте были построены деревообрабатывающий завод, стадион, лодочная станция. В аэропорту "Воркута" создана метеостанция. Развивалась наука. Организованы Центральная научно-исследовательская база комбината "Воркутауголь", Воркутинская научно-исследовательская база. К концу 1940-х годовой объем угледобычи вырос до 9 миллионов тонн. 

Одной из кровавых страниц истории города стал август 1953-го, когда на шахте №29 вспыхнуло восстание. Работавшие на шахте политзаключенные требовали срочного пересмотра своих дел и освобождения. При подавлении восстания были убиты сорок человек, а 134 госпитализированы с ранениями различной степени тяжести. 

Города России. Воркута. ФОТО

В начале 1950-х в подчинении Воркутинского горсовета находились шахтерские поселки Рудник, Горняцкий, Железнодорожный и другие. Генеральный план, принятый в 1956-м, предполагал объединение в муниципальное образование с общегородским центром. В последующее десятилетия в строй были введены еще несколько промышленных объектов, в том числе Воркутинская ТЭЦ-2, хладокомбинат, завод сборных железобетонных изделий, домостроительный комбинат. Развивалась сфера образования. В городе открылись заочное отделение Ленинградского политехнического института, горно-механическая школа, медицинское училище, музыкальное училище. В 1969-м в городскую черту вошли поселки Горняцкий, Депо, Загородный, Заречный, Монтажный, Рудник и железнодорожная станция Юнь-Яга. В 1976-м к Воркуте был присоединен поселок Тундровый. 

В 1970-х шло дальнейшее совершенствование городской инфраструктуры. Открывались санатории, пансионаты, пионерлагеря. В 1989 году в Воркуте насчитывалось 115 600 жителей. С тех пор численность населения значительно снизилась. 100,6 тыс. жителей - 2012 год.  В 1990-х объемы добычи угля резко упали, несколько шахт было закрыто, часть населенных пунктов, относившихся к городскому округу – ликвидирована. Этот процесс продолжился в начале 2000-х. В настоящее время в состав городского округа наряду с Воркутой входят восемь поселков городского типа, пять поселков сельского типа и две деревни.

Ключевую роль в городской экономике играет добывающая промышленность. Градообразующее предприятие – ОАО "Воркутауголь" – обеспечивает работой более 11 000 горожан. К числу крупных промышленных объектов также принадлежат ООО "Воркутацемент", ОАО "Шахта "Воргашорская"" и Воркутинский Механический Завод, обслуживающий нужды предприятий добывающей промышленности. В городе расположена станция Воркута Северной железной дороги. 

Железнодорожное сообщение связывает Воркуту с Москвой (Ярославский вокзал), Нижним НовгородомСаратовомНовороссийском,Адлером, Симферополем, Сыктывкаромгородом Кировом и так далее. Для доставки личного автотранспорта в Воркуту из Ухты и Сосногорска используются железнодорожные платформы. Аэропорт "Воркута" обеспечивает воздушное сообщение с Сыктывкаром. Услуги сотовой связи предоставляют три оператора. 

Сфера высшего образования представлена филиалами иногородних ВУЗов, в том числе Санкт-Петербургского горного института, Современной гуманитарной академии, Сыктывкарского государственного университета, Университета Российской академии образования и Ухтинского государственного технического университета.

К числу достопримечательностей Воркуты относятся Воркутинский межрайонный краеведческий музей, Геологический музей ОАО "Полярноуралгеология". В окрестностях города находится множество природных достопримечательностей. Среди них "Воркутинский геологический памятник", "Гора Пембой", "Воркутинский луговой памятник", Водопад Хальмер-Ю на реке Хальмеръю, Водопад Буредан и Мраморный каньон на реке Кара. 

Хальмер-Ю (в переводе с ненецкого – река в долине смерти) – один из самых высоких водопадов в Европейской части России. Высота падения воды составляет десять метров. Одноименный поселок, некогда входивший в состав городского округа Воркута, был ликвидирован в середине 1990-х в связи с экономической нецелесообразностью его существования в эпоху перехода к рыночным отношениям. В настоящее время поселок используется в качестве полигона. В августе августа 2005 года в ходе учений стратегической авиации, бомбардировщик Ту-160, на борту которого находился президент РФ, ракетным залпом уничтожил поселковый Дом культуры. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий